Индивидуальная программа здорового образа жизни
Вы стремитесь создать собственную индивидуальную программу здоровья конкретно для себя и для своих воспитанников. Вы осознаете, что некоторые факторы образовательной среды оказывают существенное влияние на состояние здоровья учащихся. Это — организация процесса воспитания и образования (длительность занятий и перемен); психологический фон занятий (стиль общения педагога с учащимися); методы и формы обучения; санитарно-гигиенические условия (проветривание помещения, температурный режим и т. д.); двигательный режим детей (с учетом их возрастных особенностей); рациональное питание; медицинский контроль и оздоровительные процедуры. Именно педагог нередко первым замечает отклонения в здоровье учащихся. И именно от Вас, от педагога зависит, насколько меньше этих отклонений у Ваших воспитанников будет.
Среди основных «школьных» факторов, негативно воздействующих на здоровье учащихся, можно выделить следующие:
— недостаток двигательной активности учащихся;
— несоблюдение гигиенических требований в организации образовательного процесса;
— перегрузка учебных программ, интенсификация учебного процесса;
— несовершенство учебных программ и технологий;
— авторитарный стиль преподавания;
— отсутствие индивидуального подхода к учащимся;
— использование преимущественно обучающих технологий, в ущерб воспитательным;
— неправильное питание учащихся;
— недостаточная компетентность педагогов в вопросах здоровья, здоровьесберегающих технологий;
— низкий уровень культуры здоровья учащихся, их неграмотность в вопросах здоровья;
— неблагополучное состояние здоровья учителей;
— недостаточное развитие у учителей личностных качеств (доброжелательности, чувства юмора и др.), необходимых для реализации здоровьесберегающих технологий.
Здоровье ребенка можно считать нормой, если он: умеет преодолевать усталость (физический аспект здоровья); проявляет хорошие умственные способности, любознательность, воображение, самообучаемость (интеллектуальный аспект здоровья); честен, самокритичен (нравственное здоровье); коммуникабелен (социальное здоровье); уравновешен (эмоциональный аспект здоровья). Создавая индивидуальную программу здорового образа жизни для себя и своих воспитанников, педагогу важно суметь определить принципы и методические правила, которым необходимо неукоснительно следовать самим педагогам, а затем уже приобщать своих воспитанников. Обратите внимание, как Вы двигаетесь, как Вы говорите, как Вы слушаете. Посмотрите на себя со стороны — можете ли Вы быть для своих воспитанников примером? Любите ли вы себя, благодарны ли Вы природе за то, что живете? Только полюбив себя самого — можно полюбить окружающий мир и людей, которые живут с Вами рядом.
Существуют оздоровительные программы и системы, уже созданные специалистами, которые вполне доступны широкому кругу педагогов, родителей, просто читателей. Но Вы стремитесь создать собственную индивидуальную программу конкретно для себя и для своих воспитанников. Учебно-воспитательный процесс по ЗОЖ начинается с мотивации, отбора содержания той или иной темы, выбора методов и форм организации познавательной деятельности учащихся. Педагог, организовывая занятия по ЗОЖ, должен максимально использовать свой жизненный опыт и чувства, не боясь сказать «я не знаю, я учусь у Вас...».
Хорошо составленная программа здорового образа жизни, план помогут:
— проводить учебно-воспитательную работу до начала приобретения негативных привычек, появления хронических заболеваний;
— уменьшить количество случаев заболеваний в Вашем коллективе;
— научить Ваших воспитанников ответственному поведению к своему здоровью;
— четко сформулировать цели изменения поведения, риска негативных привычек;
— обучить и закрепить полученный опыт на практике, обучить умению коммуникации и доверительного разговора;
— стимулировать открытость при разговоре о вредных привычках;
— включить элементы эффективного внедрения, а также методы оценки проведенного обучения;
— обучению и воспитанию быть узконаправленными (количество затронутых тем);
— усилить связь между знаниями о своем здоровье, отношении к нему и поведением.
Хорошо составленная программа или план должны способствовать принятию правильных решений детьми в отношении своего здоровья. Во всех материалах по здоровому образу жизни красной нитью проходит идея «очищения физического и духовного». Духовное очищение — первоочередная забота учителя, так как под духовным очищением подразумевается очищение, оздоровляющее не только душу, но и тело.
«В вашем распоряжении девять врачей, данных природой, всегда готовых помочь в создании стопроцентного здоровья. Это: солнечный свет, свежий воздух, чистая вода, естественное питание, голодание, физические упражнения, отдых, хорошая осанка, разум» (П.С. Брегг).
|