Под ногой красивой девушки мог бы протекать ручеек.
Испанская поговорка
СТОПА ШКОЛЬНИКА И ПЛОСКОСТОПИЕ
Плоскостопие — деформация стопы, характеризующаяся уплощением ее сводов. К причинам, способствующим развитию деформаций стоп, относится наследственное предрасположение, перегрузка стоп, ношение узкой, неудобной обуви. Основные симптомы продольного плоскостопия - боль и изменение очертаний в стопе. При слабовыраженном плоскостопии (1 степени) после физических нагрузок в ногах появляется чувство усталости, при надавливании на стопу возникают болезненные ощущения. Походка становится менее пластичной, нередко к вечеру стопа отекает. Плоскостопие относится к тем заболеванием, которые, возникнув однажды, достаточно быстро прогрессируют.
Развитию плоскостопия у детей способствуют некоторые неблагоприятные факторы, ослабляющие в первую очередь мышцы и связки. Сюда могут быть отнесены: врожденная слабость связочного аппарата, снижение силы мышц после длительного пребывания в постели в результате болезни, вследствие перенесенных инфекций, при ожирении, диатезе, недостаточном питании и общем плохом физическом развитии. Неблагоприятным фактором является ходьба с излишне разведенными носками или широко расставленными ногами. В силу особенностей у детей при определении плоскостопия по отпечаткам подошвы может быть допущена ошибка, так как в раннем детстве все или почти все дети являются плоскостопными. И если возникают сомнения в определении характера плоскостопия, школьника следуют направить на консультацию к специалисту - врачу-ортопеду.
Профилактика
Воспитывать правильную походку – избегать разведения носков при ходьбе, чтобы не перегружать внутренний край стопы и поддерживающие его связки. В самой ранней стадии заболевания плоскостопием применяются массаж и теплые ножные ванны (температура воды 35 -36 градусов). Хороший результат получают при применении массажа подошвы в ванной. Для этого на дно таза кладут примерно пригоршню речной гальки и наливают воду, температура которой 40 - 45 градусов. Школьник погружает ноги в воду и, двигая стопами, перекатывает камешки по дну ногами (стопами). Этот простой и весьма эффективный метод легко выполним в домашних условиях. Массируйте плавными, но достаточно сильными движениями переднюю и внутреннюю поверхность голеней. Во время массажа стоп особое внимание уделяйте подошве. Основные приемы: поглаживание, растирание, разминание в разных направлениях, поколачивание подушечками пальцев. Время одной процедуры составляет 10 - 12минут. После исчезновения болей рекомендуется лечебная гимнастика для укрепления мышц подошвы и голени. Для профилактики возникновения плоскостопия не рекомендуется продолжительная чрезмерная ходьба по твердому грунту, длительные стояния, переноски тяжелых предметов, что провоцирует чрезмерную нагрузку на стопы.
Специальные физкультурные приемы имеют большое значение: ходьба босиком по неровной поверхности, песку, на цыпочках, прыжки, подвижные игры и элементы спортивных игр – волейбола, баскетбола и т.д. Если школьник достаточно закален, то при удобном случае можно побегать с ним босиком по мокрой от росы или от дождя траве. Ребенок получит удовольствие и заодно выполнит прекрасное упражнение не только против плоскостопия, но и для улучшения кровообращения в ногах.
Очень важно ношение обуви, подобранной точно по ноге. Медиальный край ботинка должен быть прямым, чтобы не отводить кнаружи 1 палец, носок – просторным. Как бы ни были красивы и модны туфли, откажитесь от них, если они, пусть даже немного, тесны и узки. Высота каблука должна быть 3-4 см.
И последнее. Запомните, что лечение плоскостопия, как, впрочем, и любого другого заболевания, процесс куда как более трудный, чем его предупреждение. Поэтому не пожалейте сил на его профилактику!
Предлагаем комплекс профилактических упражнений для свода стопы. Начинать рекомендуется с самомассажа стоп. Используются такие приемы, как проглаживание, растирание (основанием ладони, тыльной поверхностью полусогнутых пальцев) стопы от пальцев к пяточной области. Массируются также и голени - по направлению от стопы к коленному суставу. Самомассаж можно проводить и при появлении чувства утомления в ногах, после напряженной мышечной работы. Время самомассажа обычно не превышает 2-4 минут. После массажных движений выполняются следующие физические упражнения (выполнять босиком).
Каток. Школьник катает стопой мяч в направлении вперед - назад. Упражнение выполняется левой и правой ногами поочередно в течении 1 - 2 минут.
Сборщик. Сидя на иолу (ноги полусогнуты в коленях), школьник собирает пальцами одной ноги мелкие предметы, разложенные на полу (ластик, бумажный шарик, карандаш, губку и т.п.), и складывает их в кучку. Время выполнения упражнения - 1-2 минуты. Повторить другой ногой с такой же продолжительностью.
Художник. Школьник карандашом, зажатым пальцами ноги, рисует на листе различные фигуры, придерживая лист второй ногой. Время выполнения упражнения - 30-50 секунд. Повторить другой ногой.
Гусеница. Ученик сидит на полу, колени полусогнуты, пятки прижаты к полу. Сгибая пальцы ног, он подтягивает пятку вперед к пальцам ног, затем снова распрямляет пальцы и повторяет движение, имитируя движение гусеницы. Упражнение выполняется двумя ногами одновременно в течение 30 - 50 секунд.
|