Практический аспект здорового образа жизни
ПСИХОФИЗИЧЕСКАЯ ТРЕНИРОВКА В СИСТЕМЕ ПЕДАГОГИКИ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
Психофизическая тренировка является разновидностью психотерапии и аутотренинга. Она построена на использовании общеразвивающих и специальных упражнений, а также некоторых видов дыхательных упражнений в целях повышения функциональных возможностей организма, работоспособности и восстановления здоровья.
Психофизическая тренировка — это метод самовоздействия на организм. Произвольное расслабление мышц (релаксация) основано на способности человека мысленно при помощи образного представления отключать мышцы от импульсов, идущих от двигательных центров головного мозга. Под воздействием релаксации появляется приятное ощущение истомы, легкости.
Напряжение улетело...
и расслаблено все тело,
и расслаблено все тело...
Будто мы лежим на травке...
на зеленой мягкой травке...
Греет солнышко сейчас...
Руки теплые у нас...
Дышится легко... ровно... глубоко...
Губы чуть приоткрываются.
Все чудесно расслабляется...
Нам понятно, что такое
Состояние покоя!
Правильное общее расслабление мышц связанно с ощущением отдыха. Кратковременный отдых в таком положении, сочетаемый с правильным дыханием, восстанавливает силы и работоспособность. При усвоении навыка общего расслабления мышц тела, можно научиться вызывать по памяти ощущения потепления рук и ног (обеих попеременно). Это упражнение позволяет сознательно регулировать приток и отток крови.
Освоить технику релаксации помогают такие приемы:
— метод подражания (имитации);
— метод удобного положения, лежа;
— метод смены напряжения и расслабления мышц;
— дыхание «по кругу»;
— словесные метод (по В.И. Дубровскому).
Упражнения на расслабление помогают нам отдохнуть, успокоиться, сосредоточиться, чтобы с новыми силами и светлой головой снова приступить к занятиям. Выражение лица и эмоции биологически связаны. Манипуляция лицевыми мускулами, сопровождающими состояние радости, вызывает такую же активность, как и естественная радость. Существует непосредственные внутренние связи между определенными движениями лицевых мускулов, функционально независимой двигательной активность (частота сердечных сокращений, проводимость кожи и т.д.) и активность мозга. Почаще предлагайте учащимся показывать радость и удовольствие, почаще радуйтесь сами — и усталости как не было.
|